Коронационная месса

Астраханская государственная филармония представила астраханским слушателям гениальные творения Вольфганга Амадея Моцарта. 

20 января в 16:00 в Концертном зале филармонии прозвучала программа, в которой были исполнены Симфония №38 (I часть), мотет «Exsultate, jubilate» и «Коронационная месса Моцарта. 

Стоит отметить, что подобного рода концерты для нашего города — явление нечастое, а потому вечер в сопровождении серьезной классической музыки представлялся особенным мероприятием. 

Программу открыла Симфония №38 («Пражская»). Из немногословного, но содержательного повествования ведущей концерта — Заслуженной артистки России Надежды Дорофеевой — слушатели узнали, что симфония была создана во время пребывания композитора в Чехии, где его произведения были встречены необычайным восторгом и энтузиазмом публики. В 1787 году в Праге состоялся авторский концерт Моцарта, для которого он написал симфонию, оставшуюся в истории под названием Пражской.

Камерный оркестр филармонии под управлением настоящего мастера, лауреата    международного конкурса Дмитрия Банаева, звучал действительно по-моцартовски: тонкая, прозрачная фактура не перегружалась ни одним из голосов, тембры оркестра сливались в едином гармоническом звучании и в характере музыкальных тем одинаково отчетливо читались и драматизм, присущий композитору, и столь же ему свойственный задиристый и ироничный тон. 

Мотет был написан после поездки Моцарта в Италию. Вдохновленный жанрами духовной музыки и итальянской культурой, «Exsultate, jubilate» стал прекрасным образцом раннего стиля Моцарта, прозрачным по фактуре, богатым гибкими и выразительными мелодиями. Солистка филармонии, лауреат международных конкурсов Яна Паклянова, блестяще исполнила сольную партию (к слову, весьма виртуозную), поразив публику богатым тембром и невероятной подвижностью своего голоса.  

Завершало концерт заглавное сочинение вечера — «Коронационная месса». Любопытно, что, по одной из версий, она была написана композитором по случаю церковного праздника — увенчания короной чудотворной иконы Богородицы, покровительницы Зальцбурга и была для Моцарта особым произведением.  

На сцену были приглашены сводный хор филармонии и консерватории (хормейстер — лауреат международных и всероссийских конкурсов Татьяна Рекичинская) и солисты, лауреаты всероссийских и международных конкурсов Ольга Бочкарева, Иван Михайлов и приглашённый солист Астраханского государственного театра оперы и балета Дмитрий Шарманов.

Месса, строгое церковное сочинение на молитвословные тексты, прозвучала в филармонии грандиозно. Оркестр и хор создали собой единый поток звука, живой и изменчивый, внутри которого голоса солистов жили и звучали словно одушевленные персонажи, радуясь и печалясь, ликуя и страдая. 

Окончание концерта было светлым и восторженным: аплодисменты долго не стихали, и каждый слушатель, хочется верить, ушел из зала с новыми впечатлениями, новым духовным опытом и новым восприятием музыки великого Моцарта. 

Фоторепортаж: Константин Гузенко