Юбилей, юбилей, юбилей или «Мы такие разные»!

Одной из самых ярких и запоминающихся страниц в концертной жизни Астрахани уходящего 2020-го года стал юбилейный концерт «Мы такие разные», посвященный 10-летию Камерного хора Астраханской государственной филармонии. Известность этого коллектива давно преодолела границы Астраханской области. География выступлений широка: Москва, Нижний Новгород, Саранск, Могилёв (Беларусь), Белосток и Хайнувка (Польша), все концертные площадки города Астрахани и её окрестностей.  Хор является лауреатом Международных конкурсов: «Магутны Божа» (Беларусь, 2013) и «Дни Церковной Музыки – Хайнувка» (Польша, 2016),  участвовал в XIРождественском соборе (Нижний Новгород, 2017), а также стал постоянным участником Международного фестиваля «Московская весна А Сappella» (2017,2018,2019 гг.). «Камеряне» (как их любовно назвала незабвенная Любовь Павловна Власенко) вписались в программы всех Фестивалей современной музыки, состоявшихся в Астрахани за минувшие 10 лет. Камерный хор и его руководитель Татьяна Владимировна Рекичинская названы в числе счастливых первых обладателей Премии имени Бориса Клюзнера, учрежденной Астраханским региональным отделением Союза композиторов России (Астрахань, 2020).

Часть первая: ЮБИЛЕЙ

ЮБИЛЕЙ – какое могучее и ответственное слово. Юбилей – это всегда большие волнения и хлопоты. Особенно, если предполагается официальная часть. В юбилейный вечер она была краткой и торжественной. Вместо пространных речей прозвучали сердечные поздравления. От имени Министерства культуры АО иадминистрации Астраханской филармонии начальник Отдела по развитию профессионального искусства, образования и разработки программ Ольга Александровна Пронина, директор филармонии Валентина Владимировна Чернякова и художественный руководитель Наталья Александровна Долгих вручали почетные грамоты и благодарственные письма всем артистам и, конечно, дирижеру  — Татьяне Рекичинской. 

Юбилей – это праздник для себя и друзей, с приглашёнными артистами и музыкантами. В тот вечер (вопреки коварной «мадам Пандемии») друзья (зрители) пришли не все, а только самые верные. Соблюдая все санитарные требования, они не скупились на аплодисменты и возгласы «брава». В итоге устроили овацию, забросали дирижера и артистов цветами. Действительно, концертная программа прошла без заминок и длиннот. Двухчасовое действо развивалось в энергичном темпе, управляемое жестким распорядителем-ведущим Сергеем Кичигиным. В гармонии с музыкой и пением находились все составляющие концерта, единой дружной командой работали звукорежиссер Евгений Базилевский, художник по свету Павел Васильев, режиссер видеомонтажа Евгений Вощеникин, выпускающий видеорежиссер Наталья Чечулина и режиссер программы Наталья Шуматова

Часть вторая. ХОР

Юбилей – праздник семейный, праздник, к которому готовятся сообща. Камерный хор – это семья достаточно молодая, дружная и сплочённая. Лучшими аргументами в пользу такого утверждения являются концерты, а также подробные фото- и видео-отчеты, запечатлевшие эпизоды каждого выступления в соцсетях. О начале своей дирижерской карьеры Татьяна Владимировна вспоминает так: «я очень переживала – как это ответственно – исполнение, интонирование и интерпретация сочинений. А потом поняла, что самое сложное – это взаимоотношения в коллективе. Дирижер – это еще и психолог, он обязан найти подход к каждому артисту». Тем более, если коллектив живет в очень напряженном ритме: каждый квартал – у хора 10 -15 выступлений в различных программах или 6-8 сольных хоровых a,cappella и с инструментальными ансамблями. В рабочем графике хора сочетаются концертные выступления и ежедневные трехчасовые репетиции. Такая система позволяет готовить параллельно несколько программ. 

    Для человека 10 лет – возраст, конечно, детский. А что значит десятилетие для хорового коллектива?  На столь сложный вопрос 19 артистов в возрасте от 22-х до 52-х лет вместе с дирижером дали исчерпывающий ответ своим юбилейным концертом.

О детских праздниках хор знает всё и не понаслышке. Выступления перед астраханской детворой, в том числе перед собственными отпрысками (у артистов хора их 11), давно стали неотъемлемой частью жизни коллектива. В спектаклях и концертных программах оживали незабываемые персонажи любимых сказок, повестей и рассказов от Красной шапочки с Серым Волком и Тома Сойера до поп-звёзд. Поэтому каждый из артистов – сам себе аниматор, солист, исполнитель хоровых партий, танцовщик, актер, шоу-Мен и шоу-Леди на сцене, и дома. 

Для взрослых зрителей накоплен солидный репертуар: русская духовная музыка, хоровые сочинения зарубежных и отечественных композиторов XVIII-XXI столетий, миниатюры и грандиозные циклы, оригинальные аранжировки народных песен, детских шлягеров и романсов, песен 1930-2000-х годов из репертуара популярных исполнителей и рок-групп. В таких программах у артистов Камерного хора всякий раз — новые амплуа, вплоть до имитации ритмов и тембров разных инструментов.

Часть третья: ДИРИЖЕР

Всем этим беспокойным хозяйством управляет дирижер: очаровательная и талантливая женщина – Татьяна Рекичинская. Всегда собранная и спокойная. Её приветливая и, на первый взгляд, робкая улыбка скрывает волевой характер. Татьяна Владимировна не боится поворачиваться спиной к своим артистам. Её маленькая аристократичная ручка крепко держит весь коллектив, она способна заставить петь и пританцовывать не только хор, но и весь зал, в чём дирижёр сама грациозно показывает пример. 

Известный российский дирижер Александр Рудин в одном из своих интервью заметил, что главное в профессиональной деятельности дирижера «пробовать, учиться и экспериментировать». Будучи генератором идей Т. Рекичинская находит всё новые и новые решения в ансамблевом исполнении. Коллектив прекрасно звучит, выступая а,cappella, с органом и фортепиано, с инструментальными дуэтами, с эстрадно-джазовым  и камерным оркестрами, с этническими ансамблями. О направленности таких поисков можно судить по собственным аранжировкам и переложениям Татьяны. Одна из них «Shape of My Heart» Стинга ярко прозвучала в юбилейном концерте: в этой композиции Рекичинская соединила хоровые голоса с неповторимым тембром дудукаШамситдина Мирзоева и гитары Евгения Хачирова. Для нескольких песен Олег Карпович (перкуссия) нашел разнообразный ритмический фон, оттенявший а,капелльноезвучание хора.

О дипломатическом даре дирижера, умении находить единомышленников можно было судить по звучавшим с экрана поздравлениям. Теплые слова в адрес коллектива и дирижера прозвучали из уст известных московских музыкантов: Заслуженного деятеля искусств РФ композитора Сергея Жукова, дирижёра Максима Конарева и лауреата международных конкурсов контртенора РустамаЯваева. Их поздравления продолжила поэт, литературовед, член Союза писателей России Дина Немировская. Оригинально приветствовал юбиляров Муниципальныйкамерный хор «Нижний Новгород» во главе с его художественным руководителем и дирижером ИваномСтольниковым. Добрые слова и напутствия юбилярам продолжили аранжировки Михаила Серкова (Санкт-Петербург) и Льва Накарякова (Ижевск). В контексте дружеских поздравлений символично прозвучала песня  А.Бабаджаняна на стихи Р.Рождественского  «Благодарю тебя» в аранжировке У.Танделова. Совместно с Камерным хором её исполнил солист оркестра войск Национальной гвардии Российской Федерации, солист Фонда памяти АрноБабаджаняна, Кавалер медали имени Георгия СвиридоваМаксим Щербицкий, ради этого вечера прилетевший из Москвы.

Отважным экспериментом юбилейного концерта стало первое отделение. Т. Рекичинская не побоялась начать торжественный вечер совершенно новым, не исполнявшимся прежде сочинением астраханского композитора Александра Рындина. 

      Часть четвёртая: КОМПОЗИТОР 

Композитор Александр Рындин и Татьяна Рекичинская знакомы давно, еще со студенческих времен. Потом вместе пели в Камерном хоре «Лик». Сергей Евгеньевич Комяков, тогдашний руководитель «Лика» и Любовь Павловна Власенко раскрыли молодому композитору красоты и секреты хорового звучания. Стоит ли удивляться, что в творчестве А.Рындина хоровая музыка занимает значительное место. В 2001 году прозвучал первый масштабный духовный цикл Рындина «Всенощное бдение». В той премьере Татьяна участвовала как артистка хора. В последующие годы ей не раз приходилось самой дирижировать отдельными номерами из этого сочинения. Позже в репертуаре Татьяны появились и другие: «Три духовных песнопения», «Три хора на стихи Бориса Свердлова» и «Три хора на стихи Афанасия Фета», «Made inAstrakhan или подражание подражанию». В репертуаре Камерного хора есть несколько оригинальных хоровых обработок. И вот –   премьера — «Литургия св. Иоанна, Златоуста». Из развёрнутого цикла для первого отделения юбилейного концерта выбрали 14.

      Свой выбор Татьяна объясняет так: «Мне всегда оооченьинтересен этот процесс – рождение того, что было написано композитором, то, что слышал только он… А ты, как проводник – между композитором и слушателем (да, еще и хор, который беспрекословно выполняет мои исполнительские «прихоти»). Игра в пазлы – сошлось или нет… И, конечно же, воздействовало ли это на слушателей…». После исполнения стало очевидно, что всё сошлось, а воздействие на слушателей было невероятно мощным. Несмотря на сдержанную динамику звучания и постоянное многоголосие Рекичинская нашла разнообразные краски, балансируя на грани гармонической вертикали, развития от унисона к подголоскам и элементам старинного строчного пения. В результате выстраивался богатый оттенками образный ряд: многозначительность «Приидите поклонимся», строгость и сдержанность Сугубой ектении, трогательная просветлённость Херувимской и др.

После премьеры Александр Рындин откликнулся восторженным поздравлением: «Бесконечно благодарен всем причастным к премьере моей «Литургии»! Великолепно выстроенная драматургия концерта, чуткий и точный видеоряд, отличная работа звукорежиссёра и, конечно, огромное мастерство хора заслуживают наивысшей оценки — 6:0 (извините за сравнение с фигурным катанием)».  Спустя несколько дней в приватной беседе Александр Владимирович сказал, что «это была ЛУЧШАЯ из всех состоявшихся премьер» его произведений! 

Вместо заключения

Юбилейный концерт быстро стал историей, а его афиши – архивными реликвиями.  Зато название юбилейной программы сохранится надолго: его можно считать девизом коллектива – Камерного хора, художественным руководителем и дирижером которого является Татьяна Рекичинская.

кандидат искусствоведения, Наталия Калиниченко