Концерт, сквозь время зовущий вперёд

Есть что-то неумолимо печальное в слове «заключительный»: 85-й филармонический сезон подошел к концу; всё закончилось и точка! Только для концерта, завершившего юбилейный сезон в Астраханской государственной филармонии, такие выводы не годятся. Скорее наоборот. Своей новой программой «Сквозь время» астраханские музыканты убедили присутствующих, что теперь всё только начинается! Действительно, в тот вечер сомкнулись два юбилея – 85-летие Астраханской филармонии и 35-летие её Камерного оркестра. Сообщив об этом факте, ведущая Надежда Дорофеева позволила себе элемент скрытой рекламы в одной из своих реплик, пригласив слушателей на знаковые концерты в сентябре и декабре.

Организаторы и исполнители предложили зрителям необычный формат полуторачасового концерта – без антракта. Так артисты помогли слушателям (незаметно для них самих) преодолеть время и пространство одного концерта, перешагнуть его границы и заглянуть далеко вперёд. В мудро составленной программе чередовались произведения XVIII, XIX, XX столетий, от Баха, Генделя и Вивальди до Крейслера и Пьяццоллы, от изысканного барочного камерного оркестрового репертуара к причудливым жанрово-стилевым микстам минувшего века. Мастерство, благородный звук, изящество штрихов, сдержанность, контрасты, безупречные унисоны, обаятельные подголоски – всё это рождалось в руках оркестрантов и дирижера Леонида Бутакова. Многие из артистов оркестра не ограничились привычными для себя амплуа и выступали в качестве полноправных солистов. Едва заметные корректировки в составе оркестра и бесшумные передвижения на сцене, неизбежные в условиях разных форм исполнения, внесли неназойливую действенность в течение концерта.

Внимание слушателей было приковано к солистам, радовавшимся собственному исполнению. Такие разные дамы: серьёзная в баховском концерте и поэтичная в романсе Свенсена Эльмира Такаева, улыбчивая Надежда Быкова, эффектная Яна Павлова (сопрано). Примечательно выступление пианистов: юная Полина Дорофеева – студентка Астраханской государственной консерватории – успешно дебютировала в ансамбле со своим педагогом Ильёй Михайловым. Достойное место в этом творческом вечере занял саксофонист Станислав Подружин (саксофон сопрано): в концерте Вивальди тембр его инструмента, редко звучащего на астраханских сценах, идеально вписался в барочную часть программы. Скрипач Сергей Романов ярко и темпераментно исполнил концерт «Зима» из цикла «Четыре сезона в Буэнос-Айресе» Пьяццоллы и виртуозную миниатюру Крейслера «Китайский тамбурин». Завершил концерт баянист Руслан Грачев с знаменитым «Танго для Клода» Р.Гальяно и «Виолен-танго» А. Пьяццоллы. Артист сумел расшевелить не только публику. В программе ощущалась не свойственная прежде хореографичность. Даже в поведении дирижера – всегда сдержанного Леонида Бутакова – появились раскованность и пластичность. Если на современной концертной эстраде – приём не новый, то в поведении астраханского камерного он проявился столь явно впервые. Как знать, возможно, в будущем известный астраханский коллектив превратится в оркестр солистов…

Как всегда, в подготовке концерта музыкантам помогали все создатели концерта: режиссёр Наталья Шуматова, художник по свету Сергей Литвин, звукорежиссер Александр Каламбацкий, художественный руководитель филармонии Наталья Долгих.

В финале концерта, наблюдая за ребятишками, выбегавшими из зала на сцену с букетиками цветов, чтобы вручить их своим педагогам (артистам оркестра) подумалось: у филармонии и у Камерного оркестра точно есть будущее! А слушателям остаётся дождаться осени и открытия следующего концертного сезона.

Музыковед, кандидат искусствоведения Наталия Калиниченко

Фото:  К.В. Гузенко